Выхлопная система

Отработанные газы из работающих цилиндров выводятся прочь через выпускной коллектор, затем направляются в каталитический нейтрализатор (катализатор), и через резонатор в глушитель и в окружающую среду.

Коллектор помимо отвода газов (за счет малого диаметра трубок – высокоскоростного) еще обеспечивает и инерционную продувку камер сгорания, повышая эффективность работы двигателя. Главной его проблемой является разогрев во время работы и быстрое охлаждение при выключении двигателя, при поступлении агрессивных веществ из цилиндров. При охлаждении образуется конденсат, который и способствует ржавению агрегата, а позднее – и к появлению трещин. Поврежденный коллектор ремонтируется с помощью сварки, а в случае сильных повреждений необходима его замена.

Катализатор предназначен для нейтрализации вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах. К поломке катализатора могут привести использование этилированного бензина или механические повреждения. Признаком нарушения его работы является потеря мощности, иногда также указывают и возрастание расхода топлива. Катализатор не ремонтируется, а подлежит замене.

Резонатор и глушитель предназначены для уменьшения шума от исходящих выхлопных газов. Соответственно, при их приеме сильно нагреваются, а при выключенном двигателе быстро остывают. Это создает идеальные условия образования конденсата и, соответственно, для коррозии, и поэтому эти части выхлопной системы быстро выходят из строя. Признаком их повреждения является изменение звука двигателя – вместо тихого гудения слышен басовитый рев. Единственным способом исправления этой поломки является замена резонатора или глушителя. Правда, для продления срока службы иногда в глушителе делают отверстие для стока конденсата, но это увеличивает срок службы детали совсем ненадолго.

Еще одно новшество в выхлопной системе дизельного транспорта – сажевый фильтр, призванный улавливать микрочастицы сажи из не до конца сгоревшего топлива. Его проблемой является засорение, иногда – разрушение самого фильтра. Симптомами проблем является уменьшение мощности двигателя, повышенный расход горючего, перебои в работе. Способ исправления – установка нового фильтра.