Система сцепления

Система сцепления обеспечивает мягкое и плавное присоединение маховика двигателя к валу коробки передач. Она же защищает трансмиссию от коробки передач.

Корзина сцепления являет собою систему из нажимного диска и диафрагменной (лепестковой) пружины, помещенных в единый корпус. Ее функция – соединение/разделение диска и маховика. Поскольку при переключениях передач она испытывает постоянные нагрузки, со временем лепестки пружины утрачивают упругость, и она вся деформируется. Нарушения ее работы проявляются в ухудшении переключения передач, а ее поломка может полностью вывести сцепление из строя. Ведь деформированная корзина повреждает и диск сцепления, и выжимной подшипник.

Функция выжимного подшипника – через давление на лепестки корзины разъединять диски, то есть выключать сцепление. Он довольно сильно изнашивается, и выход его из строя – часто встречающаяся проблема. Признаком его износа или повреждения является стук при выжатой педали сцепления, то есть тогда, когда он функционирует, разъединяя диски. Единственным способом «лечения» является замена этой детали.

В ведомом диске сцепления уязвимой является фиксация пружин. Иногда может деформироваться или быть изношенным и сам диск – в этом случае он подлежит исключительно замене.

Вообще большинство поломок системы сцепления связаны с механическим износом деталей – истиранием дисков, утратой упругости пружинами, износом подшипника. Чтобы предотвратить серьезные повреждения, при появлении признаков ухудшения работы сцепления (ухудшение переключения передач, стук при выжатом сцеплении, постоянный стук) его следует немедленно ремонтировать, заменяя изношенные детали.

Еще одна «головная боль» системы сцепления встречается в заднеприводных машинах старых образцов, в которых из строя может выйти главный цилиндр сцепления. Поскольку в них, в отличие от переднеприводных, где сцепление приводится в действие с помощью тросика, работает гидравлическая система. В данном случае она является «слабым звеном», так как наличие жидкости и изнашиваемых резиновых деталей ведет к частым поломкам и утечкам. В переднеприводных, правда, могут случаться обрывы тросика, но это случается гораздо реже.