Система охлаждения

Многие серьезные поломки двигателя возникают как следствие перегрева, то есть неисправностей системы охлаждения. Поэтому во избежание таких неприятностей эта система требует особого внимания и контроля.

Центральным ее элементом является помпа (центробежный насос), прокачивающая охлаждающую жидкость по рубашке охлаждения двигателя и затем – по радиатору охлаждения. Неисправности работы помпы проявляются в нарушениях системы охлаждения вплоть до перегрева двигателя, потерях охлаждающей жидкости. Вообще помпу можно ремонтировать, особенно если речь идет о грузовиках. На легковых же машинах чаще практикуется ее замена – часто плановая, вместе с заменой ремня ГРМ, для предупреждения выхода ее из строя из-за износа деталей.

Снижение температуры охлаждающей жидкости в радиаторе при высоких скоростях вполне обеспечивается обдувом его потоком воздуха. Но при медленном движении потока становится недостаточно – и для усиления движения воздуха применяется вентилятор радиатора, работающий от электропривода. Сам по себе он весьма надежен, и редко выходит из строя, но вот системы регулирования его включения весьма нежны и довольно часто ломаются. Причинами того, что он не включается, может быть выход из строя реле, ответственного за его включение, датчиков включения, предохранителя, обрывы проводов, а также нарушения в работе датчиков температуры – если они не работают, показывая заниженную температуру – вентилятор не включится. Самой неприятной причиной может оказаться поломанный термостат. Если он не работает, то не ремонтируется, а подлежит замене.

Еще одной «болячкой» системы охлаждения является ее засорение. Внешнее – когда решетка радиатора забивается пылью, грязью (с нашими дорогами!), растительными остатками – вследствие этого отвод тепла резко уменьшается из-за недостатка потока воздуха. Внутреннее засорение случается при использовании некачественных антифризов. Тогда система забивается изнутри частицами, и образование таких «тромбов» приводит к недостаточной циркуляции жидкости. Иногда в качестве «тромба» выступает воздушная пробка, возникшая при неудачной смене жидкости или некоторых повреждениях двигателя.